Вы находитесь здесь:Главная»Ребенок»Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста
Ребенок

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

   31  0

К сожалению, в современном мире существуют войны, вооружённые столкновения, расовая и половая дискриминация. Люди не всегда доброжелательно относятся к старикам, немощным, тяжелобольным, не могут спокойно жить из-за того, что кто-то носит другую одежду или придерживается иных религиозных убеждений.

Учёные и общественные деятели считают, что исправить ситуацию можно, если воспитывать у подрастающего поколения толерантность. Под толерантностью подразумевается понимание того, что на земле живут разные народы. Люди говорят на разных языках, имеют различные культурные традиции. Во избежание конфликтов нужно уважать границы друг друга, терпимо относиться к другим. Также толерантным считается терпимое отношение к людям в возрасте, инвалидам, лицам, имеющим физические и психические отклонения.

Воспитывать толерантность можно у старших дошкольников, хотя подготовка к такому нелёгкому делу может происходить и в средних или даже младших группах. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов.

Формируем представления

Невозможно сделать человека толерантным к тому, что ему неизвестно. Поэтому воспитание толерантности у детей дошкольного возраста начинается с представлений детей о мире. Ребятам рассказывают о том, что на планете Земля живут разные народы. Люди по-разному пишут и читают (иероглифами, справа налево и т. д.), носят национальную одежду, готовят пищу из продуктов, которые растут на их земле, поют песни, исполняют танцы, совершают религиозные обряды. Несмотря на то, что представители разных народов отличаются друг от друга, нужно стараться понимать и уважать других, проявлять терпимость. Необходимо доброжелательно относиться к тем, кто серьёзно болен или немного отличается от обычных людей (аутисты, больные синдромом Дауна и т. д.).

В качестве методов воспитания на этом этапе применяются дидактические игры («Одень куклу», «Подбери картинку»), чтение книг (стихи и сказки зарубежных писателей), беседы («Кто живёт на северном полюсе?»), воображаемые путешествия, праздники и развлечения.

Учим понимать

Чтобы стать толерантным, одного знания мало. Нужно ещё сформировать отношение. Здесь очень важен пример взрослых. Если педагоги и родители сами неуважительно относятся к тем, кто не похож на них, позволяют себе не очень позитивные высказывания в адрес чернокожего мальчика в группе или старушки в очереди за продуктами, то и дети будут вести себя так же.

Помимо примера, воспитанию толерантного отношения к другим помогают хороводные и командные игры («Дракон кусает хвост», «Крепкая цепочка»), обсуждение особенностей характера, представлений друг друга («Любить мороженое – это хорошо или плохо?», «Что лучше: лыжи или коньки?», «Какой мультик самый интересный»? и т. д.). Во время таких бесед важно показать детям, что у каждого ребёнка может быть своя точка зрения, но это нисколько не мешает дружить, хорошо относиться друг к другу.

Переходим к действиям

Знание и понимание того, что такое толерантность, могут оказаться бесполезными, если малыш не будет совершать соответствующих поступков. Разумеется, погасить вооружённый конфликт ребёнок ещё не в состоянии, но выполнить некоторые простые действия может. Например, помочь бабушке убраться в квартире. Или научить русским словам девочку-иностранку, с которой ходит в один детский сад. Или уступить место в транспорте дедушке с клюкой.

Воспитание толерантности с детства способствует тому, что взрослый человек действительно окажется более терпимым к тем, кто рядом, даже если эти люди будут не такими, как он. Может быть, тогда и насилия в мире станет меньше.

Нет комментариев