Вы находитесь здесь:Главная»Ребенок»Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
Ребенок

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

   41  0

Человек познаёт окружающий мир при помощи разума и органов чувств. Поскольку маленькие дети ещё не способны к абстрактному мышлению, их знакомство с предметами происходит непосредственно (посмотреть, потрогать, послушать, как звенит, попробовать на вкус). Так развиваются ощущения и восприятие, что очень важно для становления интеллекта малыша. Взрослые, учитывая особенности этого возрастного периода, осуществляют сенсорное воспитание детей через дидактические игры.

Слово «дидактические» означает обучающие. В принципе, ребёнок чему-то учится в любой игре, но игры этого вида специально разрабатываются и применяются для обучения, воспитания (в том числе, сенсорного) и развития подрастающего поколения. Для каждой возрастной группы существуют свои дидактические игры. Остановимся на этом подробнее.

Младенчество

Младенцами называют детей в возрасте от трёх недель до одного года. В этот период малыш учится вычленять человеческую речь из потока других звуков, удерживать в руках предметы, действовать с игрушками. Мамы, папы, бабушки и дедушки ласково разговаривают с ребёнком, рассказывают ему потешки, поют песенки, учат ребёнка фиксировать взгляд на игрушке, следить за ней, прислушиваться к звучанию погремушки. Как только малыш научается сидеть, он начинает играть сам. Для этого возраста подходят:

  • Погремушки и другие звучащие игрушки;
  • Пирамидки;
  • Вкладыши;
  • Кубики;
  • Коробка.

Игрушки должны быть безопасными для ребёнка, не содержать мелких деталей. Примерные варианты игровых действий:

  • Повторять за взрослым (позвенеть погремушкой, поставить кубик на кубик, собрать и разобрать пирамидку);
  • Класть игрушку в коробку и доставать из неё (вначале действия тоже показывает взрослый);
  • Вкладывать один предмет в другой.

Раннее детство

К раннему детству относят период от одного года до трёх лет. Сенсорное воспитание детей через дидактические игры на этом возрастном этапе усложняется. Ребёнок не просто действует с предметами, но и получает представления о форме, размерах, свойствах материалов (гладкий, шершавый), учится различать цвета. Наиболее распространённая для этого возраста игра – «Чудесный мешочек». В небольшой красиво оформленный мешок складываются игрушки, предметы. Во время игры ребёнок достаёт из мешка заявленный мамой или воспитателем предмет.

Помимо «Чудесного мешочка», детям этого возраста предлагают собрать матрёшку, найти пару, отличить большой предмет от маленького, построить из кубиков домик, башню, правильно назвать цвет предмета, вкус пищи.

Дошкольный возраст

Дидактические игры для детей от трёх до семи лет усложняются. Ребёнок различает гораздо больше цветов и форм, собирает разрезные картинки и пазлы, представляет, что такое длинный, короткий, узкий, широкий, лёгкий, тяжёлый, хорошо ориентируется во вкусах продуктов (кислое, сладкое, солёное, горькое), составляет из счётных палочек картинки, геометрические фигуры. Также взрослые используют следующие игры:

  • «Чего не стало?». Несколько игрушек или других предметов размещаются на столе. Ребёнок закрывает глаза, мама убирает один предмет, а малыш потом называет, что исчезло. Игрушки можно не убирать, а менять их местами. Тогда это будет игра «Что изменилось?».
  • «Что кому нужно?». Предлагается подобрать карточки с изображением предметов, необходимых представителю той или иной профессии, спортсмену (повару – черпак, теннисисту – ракетку и т. д.).
  • «Угадай, кто позвал». В эту игру играют несколько человек. Ребёнок отворачивается и закрывает глаза. Кто-то из родственников или друзей зовёт малыша, а тот угадывает, кто его позвал.

Грамотно организованное сенсорное воспитание позволяет создать прочную основу для развития интеллектуальных способностей человека.

Нет комментариев